Полезное

  • Мы в соцсетях

Что такое ДЦП?

Опубликовано 19 ноября 2012 Категория: Полезное     

Что такое ДЦП?

ДЦП (детский церебральный паралич) — под этим термином объединяют ряд синдромов, которые возникли в связи с повреждением мозга и проявляются прежде всего неспособностью сохранять позу и выполнять произвольные движения. Слово церебральный» означает «мозговой» (от латинского слова «cerebrum» — «мозг”), а слово «паралич» (от греческого «paralysis» — «расслабление”) определяет недостаточную (низкую) физическую активность.

ДЦП проявляется в виде двигательных расстройствах (парезы, параличи, гиперкинезы, нарушение координации) нередко в сочетании с изменениями психики, речи, зрения, слуха, судорожными и бессудорожными припадками. Этим детям свойственен гиперкинез или гипокинез, то есть нарушения тонуса мышц. Под тонусом мышц подразумевается непроизвольное, постоянно меняющееся в интенсивности мышечное напряжение, не сопровождающееся двигательным эффектом. Мышечный тонус создает подготовку к движению. Для выполнения своей задачи каждая мышца должна обладать способностью к расслаблению, сокращению, растягиванию и быстрому переключению с одного из этих состояний на другое. У больных ДЦП все функции мышц оказываются дефектными. То есть, термин церебральный паралич употребляется для характеристики группы хронических состояний, при которых поражается двигательная и мышечная активность с нарушением координации движений. В зависимости от степени и расположения участков поражения мозга, могут иметь место одна или несколько форм мышечной патологии — напряженность мышц или спастика; непроизвольные движения; нарушение походки и степени мобильности.

Так же могут встречаться следующие патологические явления — аномальность ощущения и восприятия; снижение зрения, слуха и ухудшение речи; эпилепсия; задержка психического развития. Другие проблемы: трудности при приеме пищи, ослабление контроля мочеиспускания и работы кишечника, проблемы с дыханием из-за нарушения положения тела, пролежни и трудности с обучением.

Современная позиция заключается в том, что причина церебрального паралича — поражение одного или более отделов мозга либо в процессе внутриутробного развития, либо во время (или сразу после) родов, либо в грудном/младенческом возрасте (в возрасте до 2 лет)

Среди детей с нормальным весом при рождении, ставшими инвалидами в связи с ДЦП: примерно 70% стали инвалидами вследствие факторов, имевших место до рождения (пренатальный период) около 20% — благодаря факторам, проявившимся либо во время родов (перинатальный период), либо сразу после рождения (первые четыре недели жизни) 10% — вследствие факторов, проявившихся в течение первых двух лет жизни (постнатальный период) Среди детей с низким весом при рождении (или недоношенных), у которых ДЦП стал причиной инвалидности, частота появления примерно 0,7 на 1000 живых рожденных детей.

Заболеваемость ДЦП в различных странах колеблется от 1 до 8 случаев на 1000 населения: По данным Научно-исследовательского Фонда Ассоциаций больных церебральным параличом (UCPA), в США насчитывается приблизительно 550 тысяч больных этим заболеванием и у 9750 детей и новорожденных ежегодно ставится этот диагноз. Из них 1,2-1,5 тысячи — дети дошкольного возраста.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ обнародовало статистику по заболеваемости детским церебральным параличом (ДЦП) в России. По данным на 2010 год в стране насчитывается 71 429 детей с ДЦП в возрасте 0-14 лет и 13 655 детей с таким диагнозом в возрасте 15-17 лет.

В 2009 году диагноз ДЦП был впервые поставлен 7 409, в 2010 году – 6 978 детям.

Распространённость форм детского церебрального паралича:

  • спастическая тетраплегия — 2%
  • спастическая диплегия — 40%
  • гемиплегическая форма — 32%
  • дискинетическая форма — 10%
  • атаксическая форма — 15%

Стадии детского церебрального паралича

Выделяют, ориентировочно, стадии:

  1. Ранняя: до 4-5 месяцев
  2. Начальная резидуальная стадия: с 6 месяцев до 3 лет
  3. Поздняя резидуальная: с 3 лет

Причины детского церебрального паралича

Существует множество возможных причин детского церебрального паралича, они могут оказывать влияние, как во время беременности, так и во время родов и в первые (около 4) недели жизни ребёнка.

Распространённость детского церебрального паралича среди новорождённых: 2 к 1000 живорождённых (у мальчиков чаще в 1,33 раза).

Недоношенность — это один из самых серьёзных факторов риска развития детского церебрального паралича, присутствующий практически в половине случаев развития ДЦП.

 Основными причинами являются:

  • дисгенезии головного мозга
  • хроническая внутриутробная гипоксия плода, различного генеза
  • гипоксически-ишемические поражения головного мозга
  • внутриутробные инфекции, особенно вирусные (чаще герпесвирусные)
  • несовместимость крови плода и матери (Rh-конфликт и др.) с развитием гемолитической желтухи новорождённых
  • травматические поражения головного мозга в интра- и постнатальном периоде
  • инфекционное поражение головного мозга в постнатальном периоде
  • токсические поражения головного мозга (отравления свинцом и др.)
  • врачебная ошибка при родах

Несмотря на это, не всегда возможно определить ведущую причину нарушения в каждом конкретном случае.

Лечение ДЦП 

Изначально надо учесть, что не всегда диагноз «ДЦП» ставится сразу после рождения. Заболевание может протекать под разными «масками» — синдромов мышечного гипертонуса, дистонии, гипотонии, повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. Детям с такими заболеваниями нужно регулярно проходить медосмотры, причем как у ортопеда и невролога, так и у логопеда.

ДЦП необходимо начать лечить как можно раньше. Если ребёнку поставлен диагноз ДЦП, то следует понимать, что в полной мере ДЦП не излечим, но состояние ребёнка можно и нужно улучшить. Говоря об улучшении состояния ребёнка с ДЦП, мы имеем в виду создание условий для максимальной реализации ребенком своих потенциальных возможностей по мере его роста и развития. Чем раньше начато медицинское сопровождение и педагогическая коррекционная работа, тем выше достигаемые результаты.

Ребёнок с ДЦП нуждается в индивидуально разработанной восстановительно-коррекционной программе. Такие программы включает в себя различные занятия ребенка — его обучение; занятия по развитию речи и слуха; проведение занятий, направленных на социальную адаптацию ребенка; занятий по развитию эмоциональной сферы.

Программы должны включать в себя контроль двигательной активности ребенка, его обучением, речью, слухом, социальным и эмоциональным развитием. В соответствии с различными программами физиотерапевты, терапевты, дефектологи, психологи, социальные работники и другие профессионалы помогают как семье, так и ребенку. В большинстве случаев речь идёт не только о помощи ребёнку, а о поддержке всей семьи, в первую очередь в психологическом плане.

При правильно проведённой поддержке и педагогико-медицинском сопровождении, люди с ДЦП могут ходить в школу, иметь работу, жениться, поддерживать семью и жить абсолютно самостоятельно в собственном доме. И всё-таки, большинству людей с церебральным параличом необходима помощь для того, чтобы обрести самостоятельность и возможность принимать активное участие в жизни общества.

Методы лечения ДЦП

  • Массаж
  • лечебная гимнастика
  • метод Войта
  • лечение в барокамере методом нормоксической лечебной компрессии[5]
  • Бобат-терапия
  • нагрузочный костюм («АДЕЛИ», «Гравистат»), пневмокостюм («Атлант»)
  • логопедическая работа
  • нейро и психокоррекция
  • использование вспомогательных приспособлений
  • рефлексотерапия
  • анималотерапия

а также при необходимости:

  • препараты, снижающие тонус мышц: баклофен, мидокалм
  • препараты ботулинотоксина: диспорт, ботокс
  • оперативные ортопедические вмешательства: сухожильная пластика, сухожильно-мышечная пластика, корригирующая остеотомия, артродез, хирургическое устранение локальных мышечных контрактур вручную (например, фибротомия по Ульзибату) и с использованием дистракционных аппаратов
  • функциональная нейрохирургия: селективная ризотомия, селективная невротомия, хроническая эпидуральная нейростимуляция спинного мозга, имплантация баклофеновой помпы, операции на подкорковых структурах головного мозга
  • Лечение сопутствующих расстройств (эпилепсии и др.).
  • На ранней стадии: лечение основного заболевания, послужившего причиной развития ДЦП.
  • санаторно-курортное лечение

Для развития интеллектуальной сферы ребёнку с ДЦП нужны обязательно занятия с дефектологом, а также психологом. У детей с ДЦП трудно идёт развитие мелкой моторики, из-за ограниченности физических возможностей страдает познавательная деятельность, что плохо сказывается на формировании мышления.

Самое печальное — это то, что родители ребёнка с ДЦП «бросаются» в первые годы жизни ребёнка на восстановление двигательных функций, абсолютно забывая о том, что необходимо развитие мозга ребёнка. Часто бывает так, что родители приводят к дефектологу 6-7-летнего ребёнка, у которого признаки ДЦП уже практически не видны. Но ребёнок не имеет речи, не знает названия предметов, не умеет обращаться с простыми предметами, не имеет привитых навыков самообслуживания. В таком случае уже не приходится говорить о том, что занятия помогут ребёнку догнать сверстников. Большинство таких детей кроме ДЦП получают диагноз олигофрения.

Задержка двигательного развития в 90% сопровождается замедлением психического и речевого развития. Многое из того, что ребёнок может без усилий усвоить в раннем возрасте, в возрасте 6-7 лет познаётся ценой изнурительных тренировок.

Зачастую детей с ДЦП воспринимают как умственно или психически неполноценных. В огромном проценте случаев это не так! Просто двигательные и речевые нарушения приводят к трудности выражения ребенком того, что он знает и понимает. И если начать коррекцию своевременно, то ребёнок может в плане умственного развития быть наравне со здоровыми сверстниками.

Даже при серьёзных формах ДЦП, когда ребёнок практически полностью не контролирует своё тело, такой ребёнок может и должен учиться. Известно, что дети с ДЦП при отсутствии речи и нескоординированных движениях конечностей, могут освоить, например, общение посредством компьютера. Конечно, никто не говорит, что лечебная физкультура и массажи не нужны. Однако развитие мышления должно всегда превалировать в шкале ценностей над формированием, например, умения залезать на лестницу. Если же ребенка воспринимать как заведомо неполноценного и не предоставлять ему стимулирующей среды и возможности для общения, как часто бывает в больницах и специальных учреждениях, то задержка развития будет неминуемой, как и у любого другого ребенка.

Статья в википедии.

Поделитесь в соцсетях: